Учим и учимся по-новому

О действиях РУДН в условиях пандемии: что было самым сложным, какие проекты родились и зачем решили делать цифровой вариант целого факультета...
Президент РУДН Владимир Филиппов дал интервью для Совета Европы.

В последние годы мы реализовывали стратегию перехода от слова «учить» к слову «учиться» — from Teaching to Learning. Ситуация с пандемией дала стимул создавать цифровой обучающий контент — это значит, что самостоятельная работа перейдет на новый уровень. Многие сотрудники освоили новые технологии взаимодействия и организации времени. На административном уровне отработан механизм проведения совещаний и рабочих групп, что сокращает временные затраты. На уровне учебного процесса преподаватели больше используют визуальную коммуникацию и другие наглядные материалы.

Среди всех испытаний, с которыми столкнулся РУДН из-за COVID-19, какое было самым сложным?

Первая сложность состояла в том, что необходимо было быстро и массово перевести в онлайн абсолютно весь учебный процесс. В РУДН 429 образовательных программ — есть и медицинские, и инженерные. И если гуманитарные направления достаточно просто перешли в дистанционный формат, то многие практические занятия у технических, естественных, медицинских направлений сложно заменить онлайн-технологиями.

Вторая сложность — надо было организовать жизнедеятельность кампуса в условиях пандемии. Из 9000 студентов, которые живут в студенческом городке РУДН, почти 7000 остались в общежитиях. И нам важно было обеспечить максимально безопасные и комфортные условия для них. Мы организовали медицинское наблюдение, закупили средства индивидуальной защиты, перестроили работу столовой и коворкинг-зон, поддержали волонтерские инициативы студентов. Персонал кампуса столкнулся с непростыми задачами, однако мы справились.

Какие инновационные решения вы нашли для улаживания этой ситуации, чем Вы хотели бы поделиться с другими университетами?

Переход на онлайн-обучение дал импульс к созданию новых образовательных «продуктов». Например, мы в РУДН решили сделать цифровой аналог целого факультета — Факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин. На нем учатся иностранные студенты до поступления на основной курс: осваивают русский язык «с нуля», подтягивают знания по физике, химии и другим предметам до уровня выпускника российских школ. Эти факультеты еще называют в России «подготовительными». После них иностранцы учатся вместе с россиянами на I курсе.

Мы в РУДН решили не зависеть от открытия границ и дать нашим иностранным абитуриентам возможность начать учиться дома, до приезда в Москву. Всю программу подготовительного факультета мы разделили на 17 модулей — все они будут доступны для самостоятельного изучения онлайн. Иностранцу нужно будет пройти 9 модулей: 4 обязательных, 4 — на выбор в зависимости от выбранной профессии, и 1 культурологический модуль. Лекции будут проходить для виртуальных групп в режиме реального времени. Будут упражнения на общение с носителями языка. Решать все организационные вопросы будут помогать специальные тьюторы.

Таким образом, иностранные абитуриенты смогут подготовиться к поступлению в 2021г в течение этого учебного года, не приезжая в Россию.

Подробнее — в интервью:

на русском
на французском
на английском